Права пациентов помогут защитить руководство медорганизации, страховая компания, Росздравнадзор или суд.
В России действует система обязательного медицинского страхования, поэтому практически у всех жителей страны есть полис. По этому документу можно поправить свое здоровье в больницах, поликлиниках, ФАПах, диспансерах и других медучреждениях. Качество врачебной помощи проверяет Федеральный фонд ОМС. И судя по отчету организации, не всегда хорошо. Об этом говорится в письме фонда, которое ведомство отправило в свои территориальные отделения.
Есть претензии
За 2021—2022 годы Фонд ОМС выявил 140 нарушений в работе региональных отделений. Среди них неэффективная трата средств ОМС. К примеру, «оказание медицинской помощи после даты смерти пациента», указали авторы исследования. То есть человек умер, а по документам его лечили, и за это получили деньги из фонда. Такое происходило в Адыгее, Чечне, Республике Алтай, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Костромской, Самарской и Челябинской областях.
Проверяющие нашли нарушения и при лечении коронавирусной инфекции. В Кузбассе «тяжелых» пациентов лечили «при отсутствии достаточного количества лекарственных препаратов», сказано в документе, а оформлялась такая некачественная медпомощь по полной стоимости.
В Республике Алтай в нескольких случаях не соблюли сроки проведения внеплановой медэкспертизы, чтобы провести противоопухолевую терапию, в Коми лечение онкологии шло не в соответствии со схемой лекарственной терапии. Врачи в Воронежской области применяли медикаменты, которые и вовсе отсутствовали в схеме лечения. А жителям Владимира не рассказали публично в СМИ о том, что проходит диспансеризация.
Кто спешит на помощь
Если людям в поликлинике, ФАПе, больнице оказали некачественную или неэффективную медицинскую помощь, например, отказали в направлении на дорогостоящее обследование, предложили заплатить за лечение, которое должно быть бесплатным, не провели назначение, исследование, нагрубили, свои права можно и нужно защитить. Сделать это помогут в разных организациях.
Но начать лучше с руководства медучреждения, где произошла неприятная ситуация, посоветовал читателям «Парламентской газеты» зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья, депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Леонов. «Если человеку нагрубили, к примеру, то, конечно, нужно обратиться к руководству клиники, главному врачу или его заместителям, написать обращение, если не получилось поговорить лично. Если в медучреждении никак не реагируют, то написать жалобу в министерство или департамент здравоохранения региона. Но, как правило, ситуацию исправляют после обращения к главному врачу», — отметил депутат.
По его словам, можно пожаловаться и в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Там должны разобраться в ситуации, ознакомиться с медицинской картой, историей болезни и оценить, насколько качественно пациенту оказали помощь.
Также письменную жалобу человек может отправить в Росздравнадзор или Роспотребнадзор. Если контролирующие органы найдут ошибки и недостатки в работе медиков, то пациент вправе обратиться даже в суд. Это поможет, к примеру, взыскать компенсацию за некачественное лечение по ОМС.
Что сбоит в системе
Системные проблемы в сфере здравоохранения есть, особенно на первичном уровне, признал Сергей Леонов. По его мнению, основных — три.
В первую очередь, это недостаток кадров, причем не хватает и узких специалистов, и терапевтов. Из-за этого нагрузка на врачей увеличивается в разы, пояснил парламентарий. «Конечно, если нагрузка большая, а иногда в два-три раза превышает нормативы, из-за переутомления врачи могут ошибаться, не успевать в установленный срок прийти по вызову. Это издержки кадрового дефицита», — не сомневается Леонов.
Вторая проблема — нехватка оборудования. Несмотря на программу модернизации первичного звена, такие трудности есть. «Бывает, человеку надо УЗИ сделать, а аппарат в ремонте. Понятно, что пациент будет недоволен, и справедливо. Иногда приходится идти в платную клинику», — продолжил депутат.
Третье, что мешает эффективной работе, — подушевой норматив финансирования поликлиник, когда деньги выделяют на каждого прикрепившегося к медучреждению. Это не совсем справедливо, считает политик, ведь контингент у клиник может быть разный. «Представьте микрорайон, где живут преимущественно люди молодые или среднего возраста. Они не будут часто приходить в поликлинику. Значит, у врачей нагрузка меньше, зато эффективность больше. А если население в основном пожилое, то и обращений, и медицинских услуг понадобится больше», — объяснил Сергей Леонов. А финансирование — одинаковое.